ЛЕТНИЙ СЕЗОН 2017 ОТКРЫТ!

ДНЕЙ
В АНАПЕ: 8 (967) 307-51-41 8 (918) 985-50-91 В МОСКВЕ: 8 (910) 479-50-49 INFO@VETROMANIA.RU

Профессиональный виндсерфинг.

Одно из знаковых событий в мире виндсерфинга, это появление на рубеже 21 века нового класса досок Formula (Формула), коротких 260-280 см, широких 90-100 см и лёгких 8-9 кг, предназначенных для скоростного катания при очень слабых ветрах от 2.5 м/с до достаточно сильных 10-15 м/с.

Появлением этого класса мы обязаны фирме Starboard. Этот класс пришёл на смену медленным, тяжёлым и устаревшим доскам класса One Design. С появлением Формулы заниматься виндсерфингом в слабый ветер стало интересно и очень популярно как на любительском, так и на профессиональном уровне. Начавшая было сходить со сцены дисциплина Race (Гонка) получила новый импульс и ожила. В настоящее время она, по-прежнему, проводится в рамках PWA (кубок мира по виндсерфингу) с участием сильнейших спортсменов планеты. Параллельно этому Формула выделилась в совершенно отдельный класс со своей отдельной организацией и структурой FW Class Organization.В классе Формула можно использовать любое оборудование в допустимом диапазоне (ширина доски не должна превышать 101 см, площадь паруса варьируется до12.5 м², длина плавника не более 70 см).

Дистанция в формуле обычно имеет вид треугольника. Линия старта расположена перпендикулярно направлению ветра, спортсмены стартуют одновременно курсами бейдевинд (правый или левый), огибают первый знак оверштагом, затем идут курсом бакштаг на второй знак, огибают его фордевиндом, далее идут курсом бакштаг на третий знак. После огибания третьего знака оверштагом спортсмены опять идут на первый знак и обходят его оверштагом. Далее каждый спортсмен волен выбирать оптимальную с его точки зрения траекторию движения к финишу. Таким образом, в гонках важно тактическое построение курсов.



Cтандартная рейсовая дистанция

 

Однако на сегодняшний день наблюдается некий спад популярности класса «Формула», связанный с дороговизной оборудования. На смену формуле возвращается былая популярность слалома.


Slalom

Слалом — это скоростная гонка на парусной доске по дистанции определенного вида, это виндсерфинг на высокой скорости при сильном ветре, его можно сравнить со спринтом: в нем спортсмены одновременно стартуют на короткую дистанцию. Существует 2 основных вида дистанции: стандартная слаломная дистанция «змейка», реже ставится «восьмёрка». В дистанции«змейка» движение соревнующихся осуществляется исключительно курсами бакштаг, в то время как в дистанции «восьмерка» — курсами бакштаг и галфвинд. Дистанция устанавливается в зависимости от направления ветра и особенностей береговой линии в каждом конкретном месте проведения гонок. Главным критерием выбора дистанции является зрелищность соревнований. На сегодняшний день слалом переживает второе рождение, и представлен дисциплиной Slalom-42, где можно заявлять на соревнования 4 паруса и 2 доски, при этом существуют ограничения по мат.части: Паруса не более 9.8 м², доски не шире 86 см.

 

Speed

Эта дисциплина представляет собой поочередный одиночный заезд каждого спортсмена на максимальную скорость. Последовательность заездов спортсменов определяется путем жеребьевки. Условия для постановки рекорда следующие: Мировой Скоростной Рекорд может быть установлен в любой точке мира любым спортсменом на паруснике, который демонстрирует наивысшую скорость, ратифицированную IYRU (Мировым Советом по скоростным рекордам). Рекордный пробег должен быть продемонстрирован на водном отрезке длиной не менее половины километра. Все должно быть засвидетельствовано официальным наблюдателем и строго проверено на точность курса. Позже стали проводить соревнования в рамках PBA. Эта дисциплина существует с конца 70-х годов, с 1993 соревнования не проводились. А в 2003 снова вошли в календарь PWA.

Ниже приведен список рекордов скорости на парусной доске за всю историю ее существования:

1977 — Derk Thijs 17.1 уз. 1986 — Pascal Maka побивает рекорд тримарана Кроссбау 38,68 уз. Виндсерфингисты становятся самыми быстрыми людьми на воде.
1980 — Jaap van der Rest 24,45 уз. 1988 — Erik Beale 40,30 уз.
1981 — Jaap van der Rest 25,2 уз. 1988 — Erik Beale 40,30 уз.
1982 — Pascal Maka в Weymouth 27,82 уз. 1993 — Thierry Bielak 45,34 уз.
1983 — Fred Haywood 30,82 уз. 2003 — Finian Maynard 46,82 уз. (86,71 км/ч).
1985 — Michel Pusher 32.35 уз. 2007 — Finian Maynard 48,7 уз. (90,19 км/ч).

Для справки: морской узел — 1 морская миля в час — ~1.8 км/ч.


Рекорды скоростей, поставленных на виндсерфинге и других парусных плавсредствах в период с 1970-2007 гг.

 

Wave

«Катание на волнах – это мечта. Это то, о чем все мечтают и будут мечтать. Для подавляющего большинства серферов на планете встреча с большими волнами это — мечта, и лишь для единиц это – реальность», — считает Джош Стоун.

Джош Стоун на волнах.

 

Эта дисциплина считается классической, основанием виндсерфинга и вершиной его эволюции, т.к. сам виндсерфинг задумывался как доска для серфинга, соединенная при помощи шарнира, с парусом. И как только доски стали чуть более адекватными для катания на волнах, начала развиваться эта дисциплина. Очень не много мест на планете с «идеальной» волной, перелёты туда и проживание обходятся достаточно дорого, что является основным останавливающим фактором для многих спортсменов и любителей. Тем не менее, дисциплина wave никогда не была в закате, из-за своей динамичности и непредсказуемости, является самой зрелищной и самой популярной дисциплиной. Вид рушащейся волны зачаровывает и волнует, многие спортсмены мечтают, что когда закончат спортивную карьеру, поселятся рядом с океаном, и будут кататься на волнах.

На сегодня в wave на соревнованиях оценивается то, на сколько подходящую волну выбрал спортсмен, насколько близко к рушащемуся гребню волны делает манёвры, а также прыжки и трюки из фристайла, который обогатил wave большим арсеналом вращений в разных плоскостях.

Думаю, что благоговение к волне, этой великой стихии природы, лежит  где-то     глубоко в архетипе психики человека, это не веяния современной цивилизации, полинезийцы ловили волну более тысячи лет назад, и думаю, что они испытывали те же чувства, что и современный человек, оставаясь один на один со стихией. А научные знания помогли использовать более совершенные материалы в производстве досок, и объединить две стихии ветер и волну, в новый, захватывающий вид спорта.

 

Freestyle

В 2000 г. появилась новая дисциплина – фристайл. Новые возможности оборудования, арсенал трюков из дисциплины wave и творческая мысль спортсменов, и стали основой фристайла.«Отцом» фристайла многие считают Джоша Стоуна, этот человек придумал несколько трюков ( «вулкан», «спок»), природа вращения которых, радикально отличалась от трюков в wave. Появилось понятие «слайд» — скольжение, на базе этих трюков было придумано большое количество трюков и их связок. В новом столетии, после того как фристайл стал набирать необычайную популярность, в Мировом Туре зазвучали имена юных талантов из таких мест как Маргарита, Бразилия, Аргентина, Бонэйр. 17-ти летний Риккардо Кампелло, братья Франц, Дуглас Диас, Каули Сеади, Виктор Фернандес. Во фристайле они быстро заняли лидирующие позиции, тем самым в новом направлении виндсерфинга старая гвардия была повержена навсегда.

Спок в исполнении Джоша Стоуна.

 

В современном фристайле оцениваются сложность, динамичность элементов и их связки.

Фристайл сейчас переживает настоящий бум. Каждый год во фристайле появляются новые, ранее никому не известные, имена. Судя по возрасту участников соревнований, фристайл только молодеет. Чемпионы тренируют детишек не старше 10-ти лет, в 13-15 лет они принимают участие в турнирах, побеждают и становятся новыми чемпионами.
Super X

В 2003 году PWA, представила миру совершенно новый вид виндсерфинга, симбиоз слалома и фристайла, название которому Супер X. Первый этап прошел на Фуертовентуре и имел невероятный успех, с тех пор это дисциплина является неотъемлемой частью самых значимых этапов Мирового Тура. Супер Х включает в себя обязательное прохождение дистанции slalom down wind ( «змейка»), с преодолением препятствий в виде горизонтально расположенных буев на протяжении всей трассы и обязательным исполнением фристайловых трюков в определенных местах на дистанции.

Дисциплина Super X.

 

Супер Х очень захватывающая гоночная дисциплина в современном виндсерфинге. Спортсмены любят Супер Х, и он чрезвычайно зрелищен на экранах, что и нужно для продвижения виндсерфинга как ультрамодного спорта.
Олимпийский виндсерфинг

На сегодняшний день Олимпийский класс представлен комплектом-монотипом RS-X Neilpryde.
RS-X Neilpryde

Доска RS-X является настоящей переходной доской, в которой осуществлен наилучший компромисс между традиционным рейсбордовым хождением в условиях пограничных режимов и увлекательными гонками «Формулы» в условиях глиссирования, которые начинаются при 8-10 узлах. Форма досок RS-X была разработана Жаном Боулдоиресом, известным в индустрии виндсерфинга автором очень инновационных и успешных форм досок.

Требования к новой доске при ее разработке были следующими:
— разработка доски, которая даст возможность для глиссирования как формула виндсерфинг, и в то же самое время будет демонстрировать нормальные ходовые качества и при водоизмещающем режиме в условиях слабого ветра, в отличие от формулы, которая их не имеет.
— доска должна иметь широкий «ветровой» диапазон, от 3 до 30 узлов. Она должна быть удобной для потенциальных условий Олимпиады и квалификационных регат — финишей при слабом ветре, при заходах в узкие порты, гавани, а также для гонок при сложных ветровых условиях и волнении.
— доска должна обеспечивать максимально ранний выход на глиссирование.

Особенности дизайна и формы новой доски смогли удовлетворить предъявленные требования:

1) Способности к полуглиссированию, опущенный шверт (до 8-10 узлов)
— По сравнению с доской Формула Виндсерфинг, RS-X уже и длиннее
— Узкие контуры разрешают доске иметь более легкую посадку на реданах бортов для лучших качеств хода при крутых курсах.
— Большая длина с, более параллельными бортами помогают стабильности курса и более эффективные при прохождении сквозь воду.
— Единственная вогнутая нижняя часть носа в последствии будет уменьшать дрейф при острых курсах.
— «Выпуклый хвост» формы кормы обеспечит контроль при движении полными курсами как на реданах. При движении не на реданах округлый хвост на ватерлинии способствует сглаживанию потока воды.

2) Условия глиссирования, шверт поднятый, 8-10 узлов и более

— Традиционная «формульная» форма носа на доске даёт возможность раннего глиссирования.
— Выпуклая форма кормы доски
а) уменьшение смачивемой поверхности в дальнейшем ведет к раннему глиссированию.
б) ножные ремни размещаются ближе к внешнему краю доски, что дает возможность эффективнее «давить» на плавник, что особенно важно для глиссирования и езды острыми курсами.
— Плоская v-образная форма хвостовой секции днища доски обеспечивает подъем при условиях глиссирования. «V» форма позволяет доске стабильно сидеть на воде при сильном ветре и бурной воде.
— Регулируемый мачтовый погон служит для оптимального центрирования доски при всех условиях.

Новая доска имела следующие ходовые характеристики:

1) Условия полуглиссирования, шверт опущен, до 8-10 узлов
— При слабом ветре доска RS-X ведет себя аналогичным образом, как и традиционный рейсборд. Хотя, благодаря меньшей длине по сравнению с традиционными рейсбордами, обеспечивается лёгкость маневренности на галсе и при повороте через фордевинд.
— Острые курсы: При легком ветре с опущенным швертом, гонщик может качать доску на реданах для хорошего движения на острых курсах. На реданах выпуклый хвост разрешает доске раскачиваться порывами ветра и волнением воды. Боковые ножные ремни помогают гонщику поддерживать больший контроль и стабильность доски.
— Тактика на стартовой линии. Многие из олимпийских гонщиков подъезжают к стартовой линии кормой вперёд. Округлая корма в дополнение к распределению воды облегчает движение кормой вперёд.
— Полные курсы. С поднятым швертом для движения полными курсами доска обеспечивает хорошую стабильность при пампинге, при его необходимости.

2) Глиссирование, шверт поднят (8-10 узлов и больше).
— В условиях глиссирования доска ведёт себя очень похоже на формулу виндсерфинг, таким образом, давая намного более быстрое передвижение и более острую езду.
— В условиях полных курсов с регулируемым погоном, сдвинутым назад, доска идёт и с хорошей скоростью и более круто к ветру.

Что касается технологической стороны, то основной особенностью конструкции новой доски является сендвич-технология:
— Сендвич конструкция обеспечивает оптимальную жёсткость при пропорциональных затратах.
— Карбон сендвич палуба предназначена для жёсткости и быстроты ощущений.
— Карбон сендвич на палубе и кевлар сендвич на днище даёт преимущество в меньшем весе.
— Кевлар сендвич, используемый на днище, нужен для максимальной жёсткости, что играет не меньшую роль, чем настройка парусов.

Параметры новой доски представлены в таблице:

Длина 279 см
Ширина 93 см
Вес 13 кг
Объём 220 литров
Шверт Карбон сендвич
Плавник 64 / 70 см
Вид плавника Deep Tuttle

Парус RS-X базируется на парусе RS4, проверенном в гонках, с отличными ходовыми качествами, дизайн которого разработан для Формулы Виндсерфинг. RS-X взял его дизайн, а также идентичность в плане потенциала топа (верхней части паруса), но благодаря его легкой конфигурации, его легче использовать при слабых ветрах и на более широких досках «Гибрид».

Цели дизайна паруса заключались в следующем:

— Парус, выбранный для Олимпиады, должен иметь широкий ветровой диапазон, когда используется на доске RS-X, от 3 до 30 узлов.
— Полный низ паруса должен обеспечить глиссирование доски так скоро, насколько это возможно и обеспечивать хорошую скорость и ускорение при полуглиссировании.
— В то время как парус должен быть закрытым на высоких скоростях, он должен быть также мягким для того, чтобы им было легче управлять в условиях слабого ветра.

Опять же поставленные при разработке цели были достигнуты за счет особенностей дизайна и формы:

— Широкий мачтовый карман (в сравнении с традиционными«фрирайдовыми» парусами) нужен для большей эффективности и основан на стабильности тяги. Большое «пузо» обеспечивает быстрое глиссирование.
— Мягкие латы в сочетании с относительно натянутой задней шкаториной обеспечивают хорошие ходовые качества при слабом ветре и способность к пампингу.
— Двухкамберная/семилатная конфигурация отличается стабильностью, мягкостью и легким весом.

Ключевые улучшенные особенности:

— Подвижная конфигурация наконечника с использованием трубчасто-стержневых компонентов лат, которые позволяют верхушке паруса динамично подстраиваться под ветер, крутясь вдоль вертикальных и горизонтальных осей. Это динамическое кручение помогает удалить «пузо» вверху паруса, таким образом усилить топ паруса, увеличить скорость и ходовые качества.
— Инновационная система использования распорок определённой формы, которые позволяют гонщику качественно регулировать давление камберов относительно их индивидуальных потребностей, поскольку все гонщики разного роста и у всех различные требования набивки лат и давления на камберы. Таким образом, паруса не могут удерживать постоянную форму на протяжении всей своей жизни, эта система позволяет гонщику всегда иметь хорошую настройку паруса.
— Широкое плечо камбера обеспечивает достаточную площадь для формирования «пуза» при мягкой «ротации» камберов.

Особенности конструкции

— Серебренная металлизированная моноплёнка для отражения ультрафиолетовых лучей:
используя процесс, который называется вакуумная металлизация материал плёнки сейчас включает металлическое покрытие, которое существенно уменьшает разрушительный эффект лучей через рефлекцию.
— 3D (объёмная) защита галсового угла.
— Защита мачты от протирания, имеющая объёмную форму.
— Полиуретановый наконечник латы для защиты от протирания.
— Высокого качества пластиковая застёжка (с защитой от ультрафиолета).
— Резиновая зашита для ног на нижней шкаторине.
— Интегрированная минилата для усиления задней шкаторины.
— Усиленная кевларом задняя шкаторина.
— Многослойный усиленный шкотовый угол паруса.
— Тройной ролик набивки галсового угла.

Параметры парусов приведены в таблице:

Размер RS-X 8.5 RS-X 9.5
Высота Tbc Tbc
Длина по передней шкаторине Tbc Tbc
Гик S-X 225-275 S-X 225-275
Латы 7 7
Упоры 2 2
Удлинитель Tbc Tbc
Мачта RS-X 490 RS-X 530

Мачта RS-X базируется в основном на мачтах, используемых в Neilpryde. 90-100% карбоновые мачты имеют такие же кривые прогиба и конусность, которые присущи мачтам серии Х9. Эта мачта считается мачтой с хорошими качествами, созданной для разных ветровых условий, для глиссирования и водоизмещающего режима.

Особенности дизайна мачт таковы:
— Технология изготовления — накручивание волокна.
— 490 см — 90% карбона.
— 520 см — 100% карбона.
— Уменьшённый диаметр для идеального соотношения вес/жёсткость/упругость.
— Мачта создана для лучших результатов при любых условиях.

Размер RS-X 490 RS-X 520
Длина 490 520
Жёсткость IMCS 29 32
Вес 2,20 2,40
Содержание угля 90% 100%
Конец мачты Полустекло Полустекло

RS-X угольный гик был разработан, что бы достичь наиболее лёгкого веса с точки зрения требований рынка.

Технологические особенности гика:
— Дуги гика созданы цельными для увеличения жёсткости и мягкой передачи силы от паруса к доске. Цельность конструкции помогает избежать люфта между частями и уменьшить точку нагрузки на крепежи.
— Увеличенный размер передней оковки гика увеличивает площадь контакта с мачтой, что даёт более жёсткоё соединение с мачтой, уменьшение нагрузки на мачту и более направленную передачу силы от паруса через мачту на доску. Передняя оковка сделана из карбона, для меньшего веса и жёсткости.
— Двойной замок регулировки длины гика.

Стандартный диаметр для рук и увеличенная ширина оковки создаёт большую жёсткость на большой длине. Цельная задняя оковка также сделана из карбона.
Гики оснащаются регулируемой системой для максимально уровня настройки для тех, кто требует максимального результата в выступлениях и без компромиссов.

 Размер RS-X 225-275
 Регулировка  50
 Длина  225-275
 Вес  3.05
 Диаметр  30мм
 Материал  65% угля
 Передняя оковка  Цельная с гиком
 Технология передней оковки  Угольная
 Задняя оковка  Цельная угольная

 

Таким образом, разработка оборудования Neil Pryde RS-X велась исключительно для олимпийского класса, из убеждения, что Олимпиада как кульминационный момент практически всех спортивных достижений, станет также кульминацией достижений в виндсерфинге. Олимпиада должна представить лучших атлетов, на лучшей материальной части как показатель для самых лучших достижений в спорте.

Для каждой дисциплины в виндсерфинге существует своя ветвь оборудования. Поэтому, подбирая себе парус и доску, нужно знать, для чего и где вы будете все это использовать. Учиться рекомендуется в слабый ветер на большой доске и с маленьким парусом. Для начала лучше всего взять оборудование напрокат, записаться на курс обучения с инструктором и прилежно отзаниматься несколько часов. Возможно, собственное оборудование для виндсерфинга вам понадобится не скоро — достаточно будет арендовать его на серфстанциях за 150 евро в неделю (средняя цена). А может, уже в ближайшем будущем вам понадобится коротенький wave и билет на Гавайи. Все зависит от вас!

 В статье использованы материалы статьи Е.Ефимовой «Несколько слов о виндсерфинге», а так же материалы с сайта www.windsport.am.

Захватывающее описание борьбы за патент на ВИНДСЕРФИНГ можно прочесть у Энди Хитрово в статье Кто же придумал виндсерфинг?